Вебинар для учителей: Что нового в инклюзивном образовании?
8 июня состоялся вебинар «Электронные образовательные игровые ресурсы - новые возможности для инклюзивного образования», в ходе которого Виктория Евтушенко, директор по развитию бизнеса компании НАВИГАТОР, рассказала аудитории образовательного проекта «На Урок» о мировых практиках внедрения инклюзивного образования, особенностях развития инклюзивной среды в Украине и о том, как важно уважать разнообразие и создавать возможности для особых детейполучать качественное и полноценное образование недалеко от места проживания.
Лишь несколько впечатляющих фактов, озвученных на вебинаре:
Ранее «инвалидность» понималась с позиций милосердия (необходимо жалеть) и с позиций медицины (необходимо лечить). Впрочем сейчас господствующей в Европе является социальная модель инвалидности, которая «инвалидность» понимает как социальную проблему, которая заключается в социальных барьерах и возлагает на общество ответственность за их устранение.
Путем к решению этой проблемы должна быть в первую очередь законодательная база, регламентирующая порядок и принципы подхода к образованию особых детей.
В странах Европы начиная с 70-х годов начались процессы, которые привели к принятию нужных законов. Эти события - это и обращение родителей и общественных организаций, и проведение педагогических экспериментов с целью выявления наиболее эффективной модели и многое другое.
В Украине уже приняты нужны законы.
5 сентября 2017 Верховная Рада Украины приняла закон «Об образовании» в новой редакции. Согласно ему инклюзивное образование будет происходить общеобразовательных учебных заведениях, если возникнет такая необходимость.
16 января 2018 президент Петр Порошенко подписал закон №2249-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины". Этим решением президент Украины вывел из употребления слово "инвалид".
Выделен бюджет, причем объем субвенции значительно вырос в 2018 году.
В 2017 году Правительство впервые выделило целевую образовательную субвенцию на инклюзивное образование - 209 400 000 гривен. В 2018 эта цифра возросла до 509 млн грн.
Новый закон об образовании внедряет принцип "деньги за ребенком" для этой категории учащихся, то есть средства субвенции будут поступать в конкретное учебное заведение, которое выбрали родители ребенка. Каждый такой ребенок получит 23000 гривен на горячее питание в школе, транспорт, дополнительное изучение школьных предметов и занятия в творческих кружках.
Кроме того, в Бюджетный кодекс были внесены изменения, связанные с реорганизацией интернатной системы и превращением интернатов на инклюзивно-ресурсные центры.
По данным Министерства социальной политики сегодня количество людей с особыми потребностями в Украине достигает 6% (около 3 млн.). И из них более 165 000 - дети.
Количество школ вовлеченных в инклюзивное обучение 2016/2017 год -1518, классов - 2715, количество школьников в них - 4180, привлечено ассистентов учителя – 1825.
Более 50 000 школьников с особыми потребностями не охвачены обучением в общеобразовательных учреждениях. Таким образом, показатель инклюзии в Украине составляет лишь 7%.
То есть на сегодня в Украине ситуация с инклюзивным образованием находится в начальном состоянии, но уже созданы все условия для дальнейшего развития.
Полезным для развития инклюзивного образования станет опыт Всеукраинского проекта «Умный ребенок», который успешно внедряется с 2014 года как в обычных, так и в инклюзивных классах по всей Украине. Этот проект предусматривает создание в начальной школе современной интерактивной среды, включающей в себя использование индивидуальных устройств ученика, мультимедийной доски, проектора, ПК учителя, а также обучение на базе электронных образовательных игровых ресурсов - специально разработанных украинской командой издательства «Розумники».
Данный проект уникален тем, что охватывает инклюзивные первые классы. Ведь учителям, которые работают с такими группами детей, значительно сложнее готовиться к урокам, чем обычным педагогам. Для детей с особыми потребностями нужны новые учебные материалы, максимально наглядные и удобные для восприятия.
Что такое электронные образовательные игровые ресурсы? (ЕОИР) Это теоретические и практические задания по украинскому языку и математике, которые можно выполнять как на доске, так и самостоятельно на индивидуальном устройстве. Они имеют гриф МОН и полностью соответствуют действующим учебным программам.
Электронные обучающие игры, которые используется в проекте - полностью уникальный украинский продукт на украинском языке, созданный командой издательства «Розумники» - авторами, методистами и художниками.
Чтобы узнать больше посмотрите запись вебинара